Юридический адрес:
224000 г.Брест
ул.Советских пограничников, д.41
Тел./факс 8(0162) 20-15-45

§ Официальные ресурсы




§ Информация по итогам изучения судебной практики рассмотрения районными (городскими) судами дел особого производства о признании движимой вещи бесхозяйной

В первом полугодии 2017 года Брестским областным судом проанализирована практика рассмотрения судами области гражданских дел особого производства о признании движимой вещи бесхозяйной.

Следует отметить, что к нормативным правовым актам, регулирующим рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее по тексту – ГК), Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту – ГПК), Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. N 348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации", постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 12 от 23 декабря 2015 года «О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным».

На изучение в Брестский областной суд поступило 131 дело о признании движимого имущества бесхозяйным, из них 110 были рассмотрены в 2016 году, 21 – в 2015 году. Большинство дел данной категории поступило для изучения из судов Московского района г. Бреста – 35 (26 % от поступивших), Малоритского района, Пинского района и г. Пинска по 22 дела (16,4%), Барановичского района и г. Барановичи - 19 (14 %).

В суды с заявлениями о признании имущества бесхозяйным среди государственных органов обращались:

  • - органы внутренних дел − 78 (58 % от изученных);
  • - таможенные органы − 29 (22 %);
  • - налоговые органы − 10 (7,46 %);
  • - органы государственной инспекции охраны животного и растительного мира – 10 (7,46%);
  • - прокуроры в интересах органов инспекции охраны животного и растительного мира – 2 (1,5%);
  • - войсковая часть – 2 (1,5%);
  • - управление Департамента Комитета государственного контроля – 2 (1,5%);
  • - транспортное республиканское унитарное предприятие «Барановичское отделение Белорусской железной дороги» - 1 (0,7%).

Наиболее часто в суды поступали заявления о признании следующего имущества бесхозяйным:

  • велосипедов по 26 делам;
  • автомобилей, тракторов по 21 делу;
  • орудий рыболовства и охоты по 12 делам;
  • мобильных телефонов по 10 делам;
  • мопедов, мотоциклов, скутеров по 8 делам;
  • оружия, охотничьих ружей и их частей по 6 делам;
  • продуктов питания по 7 делам;
  • денежных средств по 5 делам;
  • спиртосодержащей продукции по 4 делам;
  • лекарственных препаратов по 4 делам;
  • стройматериалов по 4 делам;
  • детских колясок по 3 делам;
  • предметов одежды, обуви по 3 делам;
  • шин по 3 делам;
  • табачных изделий по 2 делам и пр.

Результаты рассмотрения дел показывают, что в удовлетворении заявления о признании имущества бесхозяйным отказано по одному делу, по остальным делам, по которым вынесены решения, заявления удовлетворены.

По 8 делам (6 % от изученных) производство прекращено: по 6 делам в связи с отказом от заявления (п.3 ч.1 ст.164 ГПК); по 1 делу ввиду его неподведомственности (п.1 ч.1ст.164 ГПК); по 1 делу на основании ч.3 ст. 362 ГПК.

Оставлены без рассмотрения заявления по 2 делам (1,5% от изученных) в связи с наличием спора о праве (п.10 ч.1 ст.165 и ч.4 ст.362 ГПК).

Определением суда Малоритского района заявление Малоритского РОВД о признании имущества (два трактора МТЗ-1221) бесхозяйным оставлено без рассмотрения, в связи с возникновением спора о праве, поскольку Ш. предъявил исковое заявление в суд к финансовому отделу Малоритского райисполкома о признании за ним права собственности на два трактора МТЗ-1221.

По 1 делу было вынесено решение в порядке заочного производства.

В 2016 года в кассационном и надзорном порядке решения не обжаловались и не опротестовывались.

Согласно ст.226 ГК бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная вещь охватывает понятия движимых вещей (ст.ст.226-227 ГК), находки (ст.ст.228-230 ГК), безнадзорных животных (ст.ст.231-233 ГК), клада (ст.234 ГК), антикварного, исторического оружия и боеприпасов, иного вооружения или военной техники (ст.234-1 ГК).

В судебной практике дел, связанных с признанием бесхозяйными безнадзорных животных, не имелось.

Клады, антикварное, историческое оружие и боеприпасы, иное вооружение или военная техника также не были предметом рассмотрения судов.

Судами рассматривались дела по заявлениям о признании бесхозяйными движимых вещей, в том числе транспортных средств.

Возбуждение дела

Согласно ч. 1 ст. 379 ГПК заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, вступившего во владение и (или) пользование этой вещью.

По результатам обобщения нарушения правил подсудности не установлено.

Закон не ограничивает круг лиц, которые вправе требовать признания движимой вещи бесхозяйной. Эти лица должны предварительно вступить во владение вещью. В числе указанных лиц могут быть как физические и юридические лица, так и государственные органы.

По изученным делам физические лица с заявлениями о признании движимых вещей бесхозяйными не обращались.

Правом обращения с заявлением о признании имущества бесхозяйным обладают лица, непосредственно указанные в нормативных правовых актах, регулирующих рассмотрение дел данной категории (например, ст.379 и 380-1 ГПК), либо их представители, специально уполномоченные на то доверенностью. В силу ст.81 ГПК с заявлением о признании имущества бесхозяйным вправе обратиться прокурор.

Прокурор Лунинецкого района в интересах органов инспекции охраны животного и растительного мира обращался в суд Лунинецкого района с заявлениями о признании имущества бесхозяйным (2 заявления), по которым в судебном заседании заявитель отказался от требований и отказ принят судом.

При подаче заявления лицами, не обладающими соответствующими правами, суд отказывает в возбуждении дела. Если это обстоятельство установлено во время предварительного судебного заседания либо судебного разбирательства, производство по делу подлежит прекращению (ч. 3 ст.362 ГПК).

Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной должно отвечать требованиям статей 109 и 243 ГПК с учетом особенностей, предусмотренных § 6 главы 30 ГПК.

Судам следует требовать от заявителя соблюдения предъявляемых ГПК требований к содержанию заявления, начиная со стадии принятия заявления.

В ч. 4 ст. 379 ГПК указаны дополнительные требования к содержанию этих заявлений в зависимости от особенностей их рассмотрения. В заявлении должны быть указаны сведения о том, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранить право собственности на нее и о вступлении заявителя во владение вещью. Несоблюдение требований ч. 4 ст. 379 ГПК является основанием к оставлению заявления без движения (ст.248 ГПК).

Практику тех судов, которые оставляли заявление без движения в случае отсутствия в нем сведений, указанных в ч. 4 ст. 379 ГПК, следует признать правильной.

Например, судом Барановичского района и г. Барановичи заявление инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Барановичи оставлено без движения, так как заявление не соответствует требованиям ст.ст.109, 111, 243 ГПК, в заявлении не указано наименование и место жительства (место нахождения) всех имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц, заявление подано в одном экземпляре.

В силу ч.1 ст. 380 ГПК дела данной категории подлежат рассмотрению с участием всех заинтересованных по делу лиц.

Практика рассмотрения судами дел о признании движимой вещи бесхозяйной

Предметом доказывания по делам данной категории являются следующие обстоятельства:

  • 1) какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, ее описание (основные признаки);
  • 2) статус вещи: движимая или недвижимая, брошенная собственником вещь или находка, ее стоимость;
  • 3) факт отсутствия собственника и невозможность его установления;
  • 4) факт отказа собственника от права собственности на вещь;
  • 5) факт вступления заявителем во владение вещью.

Вопрос об обращении в доход государства имущества, являющегося предметом административного правонарушения, вещей, изъятых из оборота, имущества, приобретенного вследствие совершения административного правонарушения, предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, в случаях, когда совершившее административное правонарушение лицо не установлено, разрешается в порядке, предусмотренном гл. 11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В то же время в случае вынесения постановления об отказе в обращении такого имущества в доход государства ч.4 ст. 11.10 ПИКоАП не исключается возможность определения его судьбы в порядке гражданского судопроизводства путем признания бесхозяйным.

Согласно п. 1 ст. 227 ГК движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им (брошенные вещи) с целью отказа от права собственности на них (ст. 237 ГК), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 227 ГК лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному размеру базовой величины, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Обобщение показало, что заявления о признании движимых вещей бесхозяйными подавались на основании ч. 2 п. 2 ст.227 ГК.

В соответствии с указанной нормой предметом рассмотрения должны являться «другие брошенные вещи», не указанные в ч.1 п.2 ст.227 ГК, то есть стоимостью свыше пятикратного размера базовой величины.

Однако по большинству изученных дел стоимость брошенных движимых вещей (велосипедов, мопедов и мотоциклов и др.) заявителями указана не была. В ходе рассмотрения дела указанный недостаток также не восполнялся.

Достаточно большое количество дел составляли дела о признании находки бесхозяйной и передаче ее в доход государства. С такими заявлениями, как правило, обращались соответствующие территориальные органы внутренних дел. В заявлениях указывались различные движимые вещи также без указания стоимости.

В целях организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации Президентом Республики Беларусь был принят 9 августа 2011 года Указ № 348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации".

Согласно п. 2 Указа № 348 (в ред. от 11 июля 2012 года) под неэксплуатируемым транспортным средством понимается транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации.

В ГПК глава 30 § 61 определяются особенности рассмотрения дел о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

Согласно ч. 1 ст. 3801 ГПК заявление о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы подается местным исполнительным и распорядительным органом в суд по месту выявления неэксплуатируемого транспортного средства.

На обобщение поступило 21 дело о признании бесхозяйным транспортного средства и передаче его в собственность государства, по которым заявления удовлетворены.

В суды с заявлениями о признании бесхозяйным имущества, неэксплуатируемых транспортных средств и передаче их в собственность соответствующей административно-территориальной местные исполнительные и распорядительные органы не обращались.

С заявлениями о признании бесхозяйными транспортных средств обращались органы внутренних дел, ИМНС, таможенные органы.

В соответствии с ч.2 ст. 380 ГПК суд, признав, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена им без намерения сохранить право собственности на нее, выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Решение суда о признании имущества бесхозяйным должно соответствовать общим требованиям, изложенным в ст.ст.302-306 ГПК и содержать вывод об удовлетворении или отклонении заявления.