Юридический адрес:
224000 г.Брест
ул.Советских пограничников, д.41
Тел./факс 8(0162) 20-15-45

§ Официальные ресурсы




§ Противодействие коррупции. Антикоррупционное законодательство и судебная практика.


Противодействие коррупции.

Антикоррупционное законодательство и судебная практика.


Коррупция (лат.corruptio) означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere) – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Коррупционные преступлениями нарушают нормальную работу и подрывают авторитет государственных органов, других предприятий и организаций, причиняют значительный вред охраняемым законом правам и интересам граждан. К тому же эти преступления зачастую связаны с другими преступлениями, другими формами преступности, в частности, организованной преступностью, экономической преступностью, отмыванием денежных средств и т.д.

Коррупция - это проблема не только национальная. Ею озабочены все государства мира во все времена. Даже религии обращаются к этому явлению и решительно его осуждают. К примеру, в Ветхом Завете сказано: «Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот». И далее предписывается: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». В Священном Коране по данной проблеме говорится: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей». Еще с древности известны такие понятия, как мздоимство (принятие служивым лицом незаконного вознаграждения за выполнение действий, входящих в его компетенцию) и лихоимство (принятие служивым лицом незаконного вознаграждения за выполнение им незаконных действий).


Международное сообщество придает большое внимание проблеме борьбы с коррупцией:

- 27 января 1999 г. в Страсбурге была принята Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 26 мая 2003 г.);

- в этом же году (4 ноября) и тоже в г.Страсбурге была принята Конвенция "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию" (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2005 г.);

- 15 ноября 2000 г. в г.Палермо (Италия) была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 3 мая 2003 г.), которая также имеет антикоррупционную направленность;

- 31 октября 2003 г. принята Конвенция ООН «Против коррупции» (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г.).

Как указано в этой Конвенции, коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Согласно Конвенции предупреждение и искоренение коррупции – это обязанность всех государств, они должны обеспечить соблюдение принципов надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, справедливости, ответственности и равенства перед законом, честности и неподкупности, а также содействия формированию культуры, отвергающей коррупцию.


23 ноября 2012 года принято Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников содружества независимых государств № 38-17 «О Рекомендациях по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции».


Каждое государство - участник разрабатывает и осуществляет политику противодействия коррупции, способствующую надлежащему управлению публичными делами, неподкупности, прозрачности и ответственности.


Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией установлены Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года №165-З «О борьбе с коррупцией» (в ред. от 22.12.2011г.).

В основу указанного закона легли положения Модельного закона "О борьбе с коррупцией", принятого Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации 7 декабря 1998г., (постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 31-20 от 25.11.2008г. принята новая редакция Модельного закона), а также нормы названных выше международных конвенций.

В законе дано определение понятия коррупции, которое в достаточном объеме соответствует международному определению данного явления.

Закон определил коррупцию как умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.


Коррупция заключается в корыстном использовании лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей ради получения какой-либо выгоды.

Для рассматриваемого Закона особенно характерна его предупредительная направленность. Она выразилась, прежде всего в том, что наряду с понятием коррупционного правонарушения введено понятие правонарушения, создающего условия для коррупции. Субъектами таких правонарушений могут быть как государственное должностное лицо, так и лицо, приравненное к нему.

Согласно ст.20 Закона к правонарушениям, создающим условия для коррупции, которые могут быть совершены только государственным должностным лицом, относятся:

вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

участие в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;

нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

К правонарушениям, которые могут быть совершены как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к нему, относятся:

использование лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

использование лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

создание физическим или юридическим лицам препятствий в реализации их прав и законных интересов;

нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.


Любое из указанных действий или бездействие государственного должностного лица либо лица, приравненного к нему, может спровоцировать их подкуп. И даже если сам факт подкупа не будет доказан, у соответствующих органов будет основание наказать лицо за правонарушение, создающее условия для коррупции путем привлечения к  дисциплинарной или административной ответственности. Это будет способствовать если не изжитию, то хотя бы минимизации предпосылок для коррумпирования.

Предупредительной направленностью обладают и те нормы Закона, которые устанавливают целый комплекс ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст.ст.15 - 19).


22.12.2011г. Закон «О борьбе с коррупцией» дополнен нормой, регламентирующей порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, в соответствии с которой государственное должностное лицо обязано, в частности, уведомить в письменной форме своего руководителя о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов, а руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию (ст.18-1 Закона "О борьбе с коррупцией"). При этом в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1 Закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Перечень мер борьбы с коррупцией, закрепленный в статье 5 Закона "О борьбе с коррупцией", дополнен следующими мерами: проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание); обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; проведение в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов Республики Беларусь, ранее принятых (изданных) правовых актов Республики Беларусь.

Указанные меры направлены на совершенствование правовых механизмов предупреждения и пресечения коррупции, создание надлежащих условий для независимости служебной деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, укрепление доверия населения к государству и его органам.


15.07.2015 принят новый Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" N 305-З.

В соответствии со статьей 50 указанного Закона он вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования, (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь - 23.07.2015), то есть вступает в законную силу с 24.01.2016.


Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. N 644 утверждено Положение о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией (в ред.Указов Президента Республики Беларусь от 15.06.2009 № 312, от 29.09.2010 № 505, от 08.01.2013 № 8, от 23.02.2015 № 95) межведомственного органа по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.

Координационное совещание образовано в целях осуществления на основе анализа правоприменительной практики согласованных действий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

Председателем координационного совещания является Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Координационное совещание выполняет следующие основные задачи:

анализирует состояние и динамику преступности, тенденции и закономерности изменения криминогенной ситуации, дает им прогнозную оценку с учетом результативности проводимой работы по соблюдению законности и обеспечению правопорядка;

вырабатывает комплекс согласованных оперативно-тактических и организационных мер по нейтрализации негативных изменений криминогенной ситуации, повышению эффективности деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений;

содействует выполнению мероприятий государственных программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией;

дает оценку эффективности правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;

привлекает специалистов (ученых) в области правоохранительной деятельности для подготовки аналитических материалов и согласованных предложений по совершенствованию правового, криминологического и криминалистического обеспечения деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией;

анализирует практику выполнения международных договоров Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, организует внедрение положительного зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией в правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и в деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;

организует освещение актуальных проблем борьбы с преступностью и коррупцией в средствах массовой информации.


Большое значение для предупреждения коррупции в сфере государственной службы имеет принятый 14 июня 2003г. Закон "О государственной службе в Республике Беларусь" (в ред. от 15.07.2015 N 305-З).

Его нормы, предусматривающие обязанности государственного служащего (ст.21), ограничения, связанные с государственной службой (ст.22), необходимость декларирования доходов и имущества, имеют, прежде всего, антикоррупционную направленность.

Понятие коррупционного преступления законодательно не определено. Оно вытекает из положений Конвенции ООН "Против коррупции", указанного Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Постановлением Генеральной Прокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического Центра при Президенте Республики Беларусь, МВД, КГБ, Следственного комитета Республики Беларусь от 27 декабря 2013 года N43/9/95/571/57/274 утвержден перечень коррупционных преступлений, состоящий из десяти составов преступлений, в том числе:

  1. хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК),
  2. легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.2 и ч.3 ст.235 УК),
  3. злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.424 УК),
  4. бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.425 УК),
  5. превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.426 УК),
  6. незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК),
  7. получение взятки (ст.430 УК),
  8. дача взятки (ст.431 УК),
  9. посредничество во взяточничестве (ст.432 УК),

10.злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.455 УК).


В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь:

Глава 24

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ


Примечания:

1. Под хищением в настоящей главе понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники.

2. Хищение признается совершенным повторно, если ему предшествовало другое хищение или какое-либо из следующих преступлений: хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294), хищение радиоактивных материалов (статья 323), хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327), хищение сильнодействующих или ядовитых веществ (статья 333).

3. Значительным размером (ущербом в значительном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) - в двести пятьдесят и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) - в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.

4. Не подлежит уголовной ответственности лицо, совершившее хищение имущества юридического лица путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, или хищение имущества физического лица путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

5. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой статьи 205, либо частью первой статьи 209, либо частью первой статьи 210, либо частью первой статьи 211, либо частью первой статьи 214, если оно явилось с повинной, активно способствовало выявлению преступления и полностью возместило причиненный ущерб, освобождается от уголовной ответственности.

Статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями


1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до четырех лет со штрафом, или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 18.07.2007 N 264-З, от 05.01.2015 N 241-З)

2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, -

наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -

(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З, от 18.07.2007 N 264-З)

4. Действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -

(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З, от 22.07.2003 N 227-З, от 18.07.2007 N 264-З)

Глава 25

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Примечание. Крупным размером (сделкой, ущербом, доходом (наживой) в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (сделка, ущерб, доход (нажива)) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (сделкой, ущербом, доходом в особо крупном размере) - в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины, если иное не оговорено в примечаниях к статьям настоящей главы.

Статья 235. Легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З)

1. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств -

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Примечания:

1. Под финансовой операцией в настоящей статье понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.

2. Под средствами в настоящей статье и статье 290-1 настоящего Кодекса понимаются денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Лицо, участвовавшее в легализации средств, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном и способствовало выявлению преступления.

Глава 35

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ

Примечания:

1. Должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями настоящей главы. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.

2. Крупным размером (ущербом в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) - в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины.

3. Не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное в качестве взятки или незаконного вознаграждения лицами:

1) оказавшимися в состоянии крайней необходимости, в силу чего были даны взятка или незаконное вознаграждение;

2) которые до передачи предмета взятки или незаконного вознаграждения добровольно уведомили органы уголовного преследования о вымогательстве взятки или незаконного вознаграждения и в дальнейшем способствовали изобличению получателя взятки или незаконного вознаграждения.

4. Преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, признаются совершенными повторно, если им предшествовало совершение любого из перечисленных преступлений.

Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями

1. Исключена.

2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), -

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


Статья 425. Бездействие должностного лица


1. Исключена.

2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), -

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий


1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), -

наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности


Учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме, -

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430. Получение взятки


1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), -

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере -

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431. Дача взятки


1. Дача взятки -

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Дача взятки повторно либо в крупном размере -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве


1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) -

наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, -

наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.


Глава 37

ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья 455. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти


1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, умышленное бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, -

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, или арестом, или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Превышение власти или служебных полномочий, сопряженное с насилием либо совершенное с применением оружия, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке либо повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении судами уголовных дел, относящихся к категории коррупционных, Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь приняты постановления:

- № 6 от 26.06.2003. «О судебной практике по делам о взяточничестве».

- № 12 от 16.12.2004. «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы ст.ст.424 -428 УК»

К перечню коррупционных преступлений относится значительное количество преступлений против интересов службы, содержащихся в главе 35 Уголовного кодекса Республики Беларусь, среди них:

- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.424 УК);

- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.425 УК);

- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.426 УК);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК);

- получение взятки (ст.430 УК);

- дача взятки (ст.431 УК);

- посредничество во взяточничестве (ст.432 УК).


В структуре общей судимости удельный вес преступлений против интересов службы в Брестской области относительно стабилен, сохраняется на уровне примерно 1% (согласно статистической информации по приговорам, вступившим в законную силу).

Всего в 2015 году за совершение преступлений коррупционной направленности к ответственности привлечено 55 лиц. В судимости за преступления против интересов службы наибольший удельный вес составляет, как правило, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями ст.210 УК (36,36%), дача взятки ст.431 УК (32,7%), получение взятки ст.430 УК (20%), меньше судимость за превышение власти или служебных полномочий ст.426 УК - примерно 11%.

Удельный вес судимости по ст.430 УК в 2010 году составил 11% (14 человек) от общего числа осужденных за совершение преступлений данного вида, в 2011 году – 18 % (9 человек), в 2012 году – 22,2% (6 человек), в 2013 году – 19% (4 лица), в 2014 году – 24,2% (8 лиц), в 2015 году – 20% (11 человек).

За злоупотребление властью или служебными полномочиями по ст.424 УК всего было осуждено в 2010 году – 9 человек, в 2011 году – 2, в 2012 – 1 лицо, в 2013 году – 0, в 2014 году – 2 лица, в 2015 году по данной статье лица не осуждались.

За превышение власти или служебных полномочий по ст.426 УК было осуждено в 2010 году – 4 человека, в 2011 году – 1, в 2012 – 0, в 2013 году – 0, в 2014 году – 2 лица, в 2015 году – 6.

Из числа выделенных статистической отчетностью преступлений коррупционной направленности следует обратить внимание также на хищение путем злоупотребления служебными полномочиями - ст.210 УК. Судимость за это преступление составляет значительный удельный вес в судимости за коррупционные преступления. Так, в 2010 году судами Брестской области по ст.210 УК было осуждено 45 человек (35,4% от общего числа осужденных за совершение коррупционных преступлений), в 2011 году - 16 человек (32%), в 2012 году - 13 человек (48,1%), в 2013 году – 9 человек (42,8%), в 2014 году – 12 (36,4%), в 2015 году – 20 лиц (36,36%).


Судимость за преступления против интересов службы по ст.ст.424-433 УК характеризуется следующим образом:

- в 2010 году рассмотрено 92 уголовных дела, осуждено 82 человека (или 0,96% от общего числа осужденных по области), оправданы 3 лица, в отношении 10 человек производство прекращено;

- в 2011 году рассмотрено 45 уголовных дел, осуждены 34 человека (или 0,47% от общего числа осужденных по области), и в отношении 11 человек производство прекращено;

- в 2012 году рассмотрено 19 уголовных дел, осуждено 14 человек (или 0,26% от общего числа осужденных по области), оправдано 14 лиц, в отношении 1 лица производство прекращено;

- в 2013 году окончено производство по 23 делам, 20 человек осуждено (0,39%), в отношении 3 лиц производство прекращено;

- в 2014 году окончено производством 53 дела, осуждено 42 человека (0,68%), в отношении 9 лиц производство было прекращено;

- в 2015 году окончено производство по 61 делу, 52 человека осуждено (0,9%), в отношении 4 лиц производство прекращено.


Уменьшение судимости за преступления против интересов службы влечет в свою очередь снижение количества осужденных за коррупционные преступления (ст.ст. 430, 431, 432, 433 УК).

Согласно статистическим данным за последние 6 лет динамика судимости по ст.430 УК выглядит в Брестской области следующим образом:


ст.430

рассмотрено дел с вынесением приговора

передано по подсудности

окончено дел производством

осуждено

лиц

% в судимости за прест-я против интересов службы

%

в общей судимости

оправ-дано лиц

производство в отношении лиц прекращено

2010 год

16

-

16

14

17,1%

0,2%

1

1

2011 год

9

-

9

9

26,5%

0,12%

-

-

2012 год

7

1

8

6

42,1%

0,11%

10

-

2013 год

5

-

5

5

25%

0,1%

-

-

2014 год

9

2

11

9

21,43%

0,15%

-

-

2015 год

10

-

10

11

21,15%

0,16%

0

0


Из приведенных данных следует, что с 2011 до 2014 года наблюдалось постепенное снижение количества осужденных по ст.430 УК, но с 2014 года наблюдается её рост.

Анализ состояния и динамики судимости за преступления о взяточничестве по приговорам, вступившим в законную силу (с учетом судимости Брестского областного суда), характеризуется следующими данными:


год

2010

2011

2012

2013

2014

2015 год

осуждено лиц

(удельный вес осужденных по ст.ст.430-433 УК в общей судимости)

ст.430ч.1

7

3

2

1

3

3

ст.430ч.2

9

6

2

2

4

7

ст.430ч.3

-

1

-

1

1

1

ст.431ч.1

8

8

5

5

2

7

ст.431ч.2

2

3

3

3

1

11

ст.431ч.3

1

-

-

-

2

-

ст.432ч.2

-

-

1

-

-

-

ст.433ч.2

3

-

-

1

2

-

итого:

30

(0,36%)

21

(0,3%)

13

(0,26%)

13

(0,3%)

15

(0,27%)

29

(0,45%)


Анализ судебной статистики позволяет сделать вывод о сокращении с 2011 года по 2014 год в Брестской области судимости за преступления коррупционной направленности на 50%. Однако, начиная с 2014 года, наблюдается увеличение числа осужденных по данной категории уголовных дел.

Следует отметить, что в процентном отношении к общему числу осужденных по Брестской области судимость по делам о взяточничестве начиная с 2010 по 2014 годы почти не изменилась и составляет примерно 0,3 %, данный показатель увеличился в 2015 году – 0,45%.

Вместе с тем, определенное влияние на снижение судимости за преступления коррупционной направленности оказало утверждение в январе 2011г. нового перечня коррупционных преступлений, который включает в себя 10 составов, в отличие от предыдущего перечня, насчитывавшего 14 составов коррупционных преступлений (в последнем перечне отсутствуют такие составы, как ч.3 ст.228, ч.2 ст.290-1 УК, ст.427, ст.433 УК).

Применяемые судами к коррупционерам меры уголовной ответственности направлены на достижение поставленных уголовным законом целей исправления лиц, совершивших преступления, и предупреждения совершения преступлений, как ими, так и иными лицами.

Вместе с тем этих мер недостаточно для противодействия коррупции. В борьбе с этим явлением очень важны усилия всего общества, его заинтересованность в обнаружении и пресечении фактов коррупции, ликвидации причин ее порождающих, искоренении протекционизма, бюрократизма, бесхозяйственности и безответственности.